Эмоциональный и межличностный интеллект

В своей работе с таким названием Дэниэл Гоулмен (Goleman, 1996) утверждал, что «эмоциональный интеллект» может иметь такое же важное значение в определении наших жизненных перспектив, как и показатель IQ. Эмоциональный интеллект — это способ демонстрации людьми своих эмоций, способность к самомотивации, самоконтролю, энтузиазму и настойчивости. В большинстве случаев они не наследуются, и чем больше дети овладевают ими, тем больше шансов они имеют для использования своих интеллектуальных способностей.

Согласно Гоулмена, «одаренные из нас иногда отмечаются необузданностью чувств и неуправляемостью импульсов, лица с высокими коэффициентами IQ могут оказаться невероятно бездарными хозяевами собственной жизни». Это является одной из причин того, почему показатели обычного интеллекта не слишком хорошо согласуются с дальнейшими успехами.

Так, в одном из исследований анализировались успехи 95 студентов Гарвардского университета, окончивших этот вуз в 1940-х годах. На время достижения ими среднего возраста те, кто имел в колледже высокие показатели IQ, успехами в карьере лишь немного превышали студентов с низкими результатами. Еще одно исследование касалось противоположного края шкалы IQ. Им было охвачено 450 ребят, две трети из которых составляли дети из семей, получавших государственную помощь, и все они жили в нищенских кварталах неподалеку Гарварда. Треть группы имела показатель IQ ниже 90 пунктов. И опять, показатели IQ имели лишь незначительную связь с их дальнейшей карьерой. Например, 7 процентов мужчин с показателями IQ ниже 80 пунктов были безработными, однако не имели работы и 7 процентов мужчин, чьи показатели IQ превышали 100 пунктов. Лучшими индикаторами оказались такие черты детей, как умение контролировать эмоции и хорошо ладить с другими. Говард Гарднер по этому поводу отмечает:

«Межличностный интеллект — это способность понимать других. Коммерсанты, политики, преподаватели, врачи и религиозные вожди — это, как правило, люди с высоким уровнем межличностного интеллекта.
Нам следует пересмотреть свое понимание интеллекта, включив сюда различные факторы, позволяющие достичь успех в жизни. Нечто подобное можно сказать и о самом образовании. Новые технологические достижения, особенно связанные с информационной технологией, могут заставить нас в будущем пересмотреть представления о процессах в сфере образования.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Бизнес тренинг
Участников: 4